|
|
1). Запись 16.2.56г. в 15-06 (стр.225)
«... А я нахожусь в полном забвении, если принять во
внимание прошедшую эпоху, когда имя Козина гремело
по стране. Мне вспоминается романс Дунаевского «Всё,
как прежде» (жизнь прошла, обошла стороной... и
осталась вот эта гитара, долгим вечером плакать, со
мной). Было имя и пышные встречи, когда пел, то
смолкал полный зал. Старость сгорбила гордые плечи,
и я власть над толпой потерял, старость сгорбила
гордые плечи... я забыт... я один и устал. Хорошо,
когда нечем чувствовать усталости, когда тебе всё
безразлично, ибо ты мёртв и телом, и душой».
2) Запись 9.2.56г. в 7- (стр.223)
«Все удивлены тому, что я безразлично воспринимаю
якобы пришедшую мне реабилитацию. Если она лаже и
имеется в наличии, то это настолько поздно, что для
меня не играет никакой роли. Скорее я воспринимаю
как своего рода более изощренное наказание. Что я и
выскажу, если узнаю, что это амнистия, а не
реабилитация. Мне прощения не надобно, меня устроит
извинение за преступления, которые творил Берия. Я
явился одной из миллионных его жертв. Я, у которого
отняли самый лучший десяток лет жизни, тот период,
который является расцветом творческих сил каждого
человека. Мерзавец! Вот за это надобно принести
извинения, хотя и оно ничего не дает».
3) Запись от 25.07.56г. (стр.290)
"Я уже старик. Моих родителей давно уже нет в живых.
Замучила их проклятая эпоха. За что? За их
беспрерывный труд. За то, что они, как и миллионы
простых людей, образовывали семейные ячейки, плодили
детей, растили человеческое поколение, ни во что не
вмешивались, ничего не нарушали, жили по тогдашним
законам и мечтали или пытались создать лучшее
будущее своему потомству. Вихрь революций разнес в
пух и прах их убогие мечты и желания. Желания
наивные, безобидные. Они хотели, чтобы их дети не
стали бы ворами, убийцами. Сыновья бы получили
образование, а дочери выходили бы замуж, и они могли
бы играть и нянчиться с внуками. Все это у них
отняли, считая все это «мещанством», по образному
горьковскому выражению. Принесло ли это пользу
России? По моему личному мнению, нет! Физическое
уничтожение целого поколения людей ничего не дало,
лишь породило новое поколение детей, мстящих за
своих отцов. Породило такую эпоху, которую будущие
историки назовут самой страшной изо всей русской
истории. Эпоху Сталина и Берии."
Все, что было хорошего и подлинно талантливого,
задушила, затоптала эпоха Сталина. Всем своим нутром
я чувствовал, что происходит что-то не то, что
должно быть все как-то иначе. Подчас я высказывал в
узком кругу окружающих меня людей недовольство
творящимся. Я жил как честный советский человек, как
существо, которому природа дала возможность мыслить
и анализировать все окружающее. А в это время одна
треть земного шара обязана была принимать уже
готовые для всех стандартные пилюли вместо мыслей.
Отказ от принятия этих пилюль грозил смертью, и
миллионы шли на эту смерть. Одни благородно погибли,
а другие, вроде меня, остались полуживыми и сейчас
агонизируют, будучи не в силах оправиться и
набраться свежих сил, отлично зная, что смерть все
равно для них придет, что она неминуема. Как странно
писать эти строки, зная неотвратимость грядущего.
Иногда хочется верить в какое-то чудо. Думать, что
все это только сон, что старости нет, что
по-прежнему молод.
Ах, эти проклятые «ножницы» между моим понятием о
собственном творчестве, творчестве по своему
желанию, а не по регламенту, и понятием
общепринятом, которое считает творчество художника
ремеслом, профессией, трудом. Артист, актер,
писатель, музыкант, художник - это одержимые,
полусумасшедшие люди. В искусстве, по моему личному
мнению, не может быть места холодному рационализму.
Места заранее подготовленному рецепту. Нельзя
заранее все предугадать и, как в математике, вывести
формулу вдохновения и творчества. Лишь взлет
несколько больной фантазии, лишь менее нормальный
мозг способен создать произведение искусства,
которым будут восхищаться нормальные люди, которые
независимо от себя будут сознавать, что они не
способны на создание произведения искусства, ибо они
всего-навсего нормальные люди. Все большие и
настоящие художники слова, музыки, пения, живописи
были полусумасшедшие и психически больные люди. Они
никогда не были служащими. Они всегда находились в
оппозиции к обществу, ибо они были одержимыми..."
Вот ответ на все вопросы тем, кто и по сей день не
понимает (или понимает превратно) причины злодеяния
по отношению к великому певцу. Однако, правда в
истории всегда занимает надлежащее ей место, как бы
ни старались злопыхатели и их многочисленные
прихлебатели - завистники Козинского самобытного
таланта.
В этом сила народная, в чём заключается главный
смысл, заложенный в основу размышлений и
воспоминаний, включённых в «Пирамиду поколений».
|
|