Шарова Е. У судьбы есть цена… И у памяти… // Территория. – 1995. – 4 июля. - С. – 1, 3

 

Главная
Аудиозаписи
Фотографии
Публикации
Ссылки
Гостевая книга

 

 

«Опальный Орфей» — этот образ с легкой руки Бориса Савченко, автора книги о Вадиме Козине, гулял потом по многим публикациям о певце. Еще бы!  Выразительный оксюморон — совмещение несовместимого! Но вот о том, при каких обстоятельствах магаданскому Орфею приходилось спускаться в тюремный ад, исследователи его творчества знали мало. Сам Вадим   Алексеевич, по вполне понятным причинам, рассказывать об этом не любил. А гэбэшные и прочие ведомственные архивы были практически недоступны.

Но, быть может, и теперь не стоит тревожить «тайное» прошлое! Глубоко личное в этом драматичном для артиста времени. Корреспондент «Территории» беседует со старшим помощником областного прокурора, заслуженным  юристом России Борисом ПИСКАРЕВЫМ.

 

— Борис Андреевич, как очень точно заметил один литератор, поколение наших отцов, матерей и дедов, к которому принадлежал и Вадим Козин, было поколением неживших...

— Это только теперь обозначилось со всей остротой. И если вести речь их о прошлом, а о настоящем тех, кто жил в тридцатые, сороковые, пятидесятые, они, наверное, испытывают двойственное чувство. С одной стороны, все силы отданы борьбе за обещанное царство земное, с другой — мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Точнее, за непрожитые, потому что за социалистический эксперимент люди расплачивались собственными жизнями, кто — изматывающими ночными сменами и воскресными авралами, кто — лагерями, а кто — и пулей в висок.

Если говорить о Вадиме Козине... Почему я согласился на эту беседу? Я не исследователь его творчества, имею к этому малое отношение. Но как человек, живший с ним в одно время и оценивающий судьбу этого человека, хочу высказать свою точку зрения. Тем более что сложилась и неоднозначная ситуация с наследием певца.

В начале пятидесятых, когда я был студентом Алма-Атинского юридического института и радиола с пластинками — как пик благополучия каждой семьи, голос Козина звучал из открытых окон домов по всему городу. В то время я, конечно, ни сном ни духом не ведал, что когда-то воочию встречусь с певцом ив Колыме, куда приехал по распределению в 1954-м.

Он уже почти десять лет провел в Магадане, куда был сослан и где был посажен в лагерь. Сохранилась копия выписки из протокола Особого совещания НКВД СССР от 10 февраля 1945 года. Организация непонятно какого происхождения (конечно, организация преступная) на восемь лет пришила певцу лагерный номер вместе с наспех состряпанным делом.

 

 Грамота, врученная В. Козину в Южно-Сахалинске после гастролей в 1956 г.; отзыв о концерте в клубе Центральной больницы Дома отдыха УСВИТЛ и другие документы.

 

*************************************************************************

 

   В своей книге Борис Савченко, называя варианты версии о причине ареста, пишет: «Впрочем, раз сам артист не намерен внести в этот вопрос ясность, оставим пока его открытым и мы».

    Оставим открытым? Но, возможно, материалы этого «дела» еще сохранись, и надо предпринять меры к поиску этих документов.

Ну не из обывательского же любопытства к пикантным подробностям нам нужна полновесная информация о личности певца. Судьба Вадима Козина — как образ времени, образ эпохи. И это мы должны сохранить.

В «Опальном Орфее», наиболее полном на сегодняшний день документальном издании о жизни Козина, ничего не сказано о последующем роковом повороте в судьбе певца. Лишь несколько строк: «Начало 60-х годов ознаменовалось новыми драматическими событиями в жизни артиста...» Так сказать, заметки на полях. Но, полагаю, если мы говорим о реальной судьбе, почему должны «зачеркнуть» молчанием годы жизни.

Здесь, в Магадане, Вадим Козин был судим в 1959 году за то «преступление», которое считалось таковым только в СССР. Верно, нам в жизни не ватало самой жизни — ее загоняли в прокрустово ложе уродливых форм, придуманных для нас целомудренными вождями и командирами.

Некоторые документальные свидетельства второй судимости сохранились в областной прокуратуре. А само уголовное дело — в областном суде. Поскольку оно реально существует, хотя и подлежало уничтожению, попросил председателя облсуда Петра Петровича Шматова передать его в Магаданский госархив. И он ответил, что принципиальных препятствий для этого нет. Знакомить, как ~| принято у нас говорить, общественность — это, конечно, недопустимо. ^ А вот специалисты-исследователи, которые, как мне думается, должны владеть этической инструментовкой, смогут познакомиться с этими материалами. Чтобы газетные публикации, монографии или книги о судьбе артиста были без  «белых  пятен».

— Наверное, счастливое стечение обстоятельств, что подлежавшие уничтожению документы попадали в ваши руки. Иначе бы горели они синим пламенем... А сейчас вот передо мной целая папка архивных материалов, где и автобиография Вадима Козина, и отзывы о гастролях «страдного театра Маглага, в которых участвовал певец, его производственная характеристика. Почетные грамоты. Даже ведомость на получение артистами спирта в клубе профсоюзов, где, уверена, наиболее полно представлен состав театра.

Все это предстоит передать в квартиру-музей Козина. Вот только бы не оказались те, кому он дорог, по разные стороны любви к артисту.

— Тривиально звучит, но у каждого из нас свой Пушкин. И у каждого из магаданцев свой Козин. Кто-то просто участвовал в его судьбе, помогал материально на старости лет, кто-то изучал его музыкальное творчество. Все свидетельства, документы, представляющие художественную ценность, конечно, должны составить ту «антологию» творческого наследия артиста, которое мы должны сохранить. Сохранить а Магадане.

Козин ведь был отвергнут Москвой. А сам он тоже, хотя впрямую никогда не говорил об этом, отверг столицу. Наверное, на каком-то подсознательном, интуитивном уровне ощущал, что златоглавая, изгнавшая его на край земли, уже не станет для него «своим» домом. Этот вывод можно сделать из неоднократных высказываний Вадима Алексеевича: Магадан — это его город, не надо ему ни заслуженного, ни народного, только — звание почетного гражданина Магадана.

   Поэтому квартира-музей здесь — это как бы его негласное завещание. И, потом, есть сейчас такое расхожее выражение: «Россия будет прирастать провинцией». Считаю, что I оно имеет и «вой глубинный смысл, • и свои веские основания.

Действительно, почему только в Москве или в Петербурге должно концентрироваться достояние нашей культуры? Да та же Москва просто не вместит все и не переварит. Будет держать в запасниках своих надменно-чопорных музеев. А потом окажется: в запасниках хранилось то, чего никто не видел и уже не может увидеть. По той простой причине, что экспонаты-то эти исчезли. Как, к примеру, мы недавно узнали из публикаций об исчезновении многих документов петровской эпохи, которые по пятьдесят листов кряду вырезали из раритетных папок... И это не что иное, как квалифицированное воровство, обращенное потом в дивиденды на аукционах.

И я уверяю вас: если бы эти ценности хранились в каком-нибудь провинциальном музее, они бы, конечно же, не исчезли. Потому что к ним бы там отношение было, я бы сказал, благоговейное.

— Борис Андреевич, но как все-таки выполнить >то, как бы негласное, завещание Козина! Ситуация с его наследием, как вы знаете, неоднозначная.

Я понимаю, не надо призывать друг друга быть другими, хотя пусть призывают те, кто видит в этом свое призвание. Но пока ощущается некое противостояние. К сожалению, и я в публикации о проблеме с наследием артиста в одном из абзацев «сорвалась» на конфронтационную ноту.

— Я не вижу здесь какой-то неразрешимой проблемы. Что касается правовой стороны, она ни в чем не нарушена. Если сестра Козина сама не смогла принять участие а процедуре и поручила это сделать магаданцу Анатолию Николаевичу Косты-рину, он, с доверенностью в руках, действует по закону.

Конечно, важно знать, какова его позиция. Я пока этого не знаю, но если доверенное лицо ставит вопрос о гарантиях сохранности, в чем же его неправота? И если городская администрация имела возможность убедиться в этом, она должна сделать свои шаги. Во-первых, конечно, оценить значимость наследия с помощью специалистов-экспертов и после этого уже отделить зерна от плевел. То, что не представляет художественную ценность, с этим какие могут быть проблемы? А если это, к примеру, набор пластинок или материалы личного архива... Но я не думаю, чтобы человек, который хорошо знал, который был другом Вадима Козина, воспрепятствовал тому, чтобы эти ценности стали бы экспонатами квартиры-музея. Другое дело, что, может быть, какие-то из них придется и купить. Однако полагаю, что Анатолий Николаевич не способен переплавить золото любви к артисту  какие-то непомерные финансовые притязания не его наследие.

По-моему, вот так, цивилизованно, не нагнетая атмосферу и не драматизируя ситуацию, и поступить обеим сторонам, чтобы сохранить творческое наследие в Магадане, где Вадим Козин прожил почти пятьдесят лет.

— Недавно здесь создан и Фонд , имени Вадима Козина, который уже занимается поиском документов. Быть может, подскажете, • двери каких ведомственных архивов следует постучать. Уж чтобы, как говорит. с я, всем миром и, объединив усилия, собрать воедино «страницы» жизни артиста.

— Насколько мне известно, в УВД есть так называемое архивное личное дело Козина. По-моему, оно не уничтожено. Но не общественная организация в данной ситуации, а областная или городская администрация должна обратиться с просьбой к руководству УВД. После всех сопутствующих процедуре формальностей его, полагаю, передадут либо в квартиру-музей, либо в Магаданский госархив. Это уже как решат.

С подобной просьбой можно обратиться и в управление ФСБ по Магаданской области. Наверняка в каких-то подвалах ведомственного архива сохранились материалы дела о первой судимости Козина. Они, быть может, не представляют ценности художественной, но имеют значение для оценки эпохи.

В ней ведь все переплетено совершенно причудливым образом. И если говорить о культуре вообще, я, не с позиции специалиста, а просто человека, представляю эту сферу в виде громадного мозаичного панно. Без границ, без государств и национальностей. И каждая клеточка этого полотна должна быть заполнена. Поэтому, если не сохраним наследие Козина, одна из них будет пустой.

 

Беседу вела Елена ШАРОВА.

 

Ниже публикуем автобиографию, собственноручно написанную Вадимом Козиным в тюремной камере. Оригинал передал «Территории» Б. А. Пискарев. Публикуется е некоторыми сокращениями.

 

Автобиография.

 

«Родился в Ленинграде (Петербурге), 1906 г. 21 марта (так записано в паспорте. Сам Вадим Алексеевич утверждал, что родился тремя годами раньше. — Ред.). Отец русский, мать цыганка.

Отец — Козин Алексей Гаврилович — сын купца, сам был в этом звании до 1913 г. Стал мещанином и, имея коммерческое образование, сделался банковским служащим. Родители его родом из Ярославля, Рыбинска, Нижн. Новгорода, по родству соприкасаются с Кашириными — родственниками Горького.

Мать — Козина (девичья: Ильинская-Панина) Вера Владимировна — родом цыганка. Ее отца сестра — знаменитая цыганская концертная певица Варвара Вас. Панина (Варя Панина). Сама мать также была певица, но по требованию отца петь перестала с 1914 г.

Я самый старший из 7 детей и единственный сын, остальные — сестры. Остались в живых три сестры — Ксения Алексеевна Петрова, Муза Алексеевна Краснорядцева, Зоя Алексеевна Маэ — проживают в Ленинграде.

Психических больных в семье не было. Болел: корью, коклюшем, ветряной оспой, свинкой. С отцовской стороны считали помешавшимся родственника бабушки: Ягодина Ивана Никитича, у которого была, когда он выпьет (привычка?Ред.), «изгонять беса» из того, кого он поймает или попадется ему на глаза.

В начале войны был куда-то выслан, я подразумеваю 1-ую Империалист, войну, за распространение больше  таких газет: («Звезда» и др. названия).

Раннее детство провел в достатке. Летом жили либо на даче, либо в деревне Новгородск. губ...

Учился в гимназии. Товарищей не было. Был страшно застенчив. Единственным товарищем был мой двоюродный брат Федор...

21 и 22 год мы жили под Ленинградом в г. Луга, я учился в средней школе и одновременно служил в библиотеке (детское отделение) подавальщиком книг из хранилища. Окончив краткосрочные библиотечные курсы, стал младшим библиотекарем. Литературу я знал очень хорошо. Был очень начитан. Дома у отца была огромная библиотека — около 8 тысяч томов...

В  Ленинграде я поступил в средн. школу Петроградского района (1/8 шк.) в выпускной класс...

С   окончанием       школы      совпала смерть   отца.  Семья   осталась      без средств  к существованию.  Пришлось работать  и  браться  за  любую  работу.   Работал   в   порту   грузчиком,   колол  и  пилил дрова,  играл  танцы     и начал  выступать  певцом  в  цыганских хорах, работавших в то время в ресторанах:   Европейск.   гостиницы,   Владимирск. клуба  и др.  В то же время я   пел   в   хоровом      самодеятельном кружке клуба Ленинградск. монетного двора. Затем стал работать  в  посредническом  бюро   работников   искусств   (Посредрабис)  уже   как     солист-певец   русских   и   цыганских   песен.

Внешность   у   меня   была   средняя, но голос компенсировал все. Я проходил везде с большим успехом... В 1929 г. На одном из концертов в филармонии я особенно был принят публикой, несмотря на то, что в концерте участвовали все корифеи цыганских песен Ленинграда и Москвы — Тамара Церетели, Изабелла Юрьева, Нина Викторовна Дулькевич, Наталья Ивановна Тамара, — мне была устроена овация...

С 30-х годов я начал ездить по городам Советского Союза с концертными эстрадными группами как антураж к какой-нибудь знаменитости...

1935 г. Я приехал в Москву. Первые выступления состоялись в эстрадном театре парка культуры им. Горького. Через три дня я был записан на пластинки. Зима — концерты в Сочи, вторая полспина зимы — концерты в Москве, появление пластинок. Начало популярности, масса поклонниц и поклонников... Масса девушек... но здесь меня охватывал какой-то шок... И когда у меня были какие-то романы, я прерывал их... За давностью лет и смертью этих лиц могу теперь сказать. Так окончился мой роман, нашумевший по всей Москве, с Мариной Расковой, Ниночкой Бадигиной и т

   Мое детство протекало в довольстве. В юности я узнал нищету, нужду и голод. У меня был тогда вначале всего один костюм, и я, узнав, что вечером у меня состоится концерт, утром выутюжив его, целый день нигде не садился. Мне хотелось также, как и всей молодежи, посидеть в театре, в ресторане, но я не мог себе этого позволить. Первые годы я получал вместо концертного гонорара, как говорят, на извозчика: 75 коп., 1 руб 50 коп. В кино «Жар-птица» за Нарвской заставой у Путиловского завода я пел 6-7 концертов после каждого киносеанса и получал за это полтора рубля.

В годы наибольшей популярности, в Москве, перед войной, меня окружала масса молодежи. Я часто сидел с ними в ресторанах, я заказывал на всю компанию ужин, оплачивал его, а сам уходил к себе в номер... Я думал, пусть они посидят за  юность и повеселятся. Сто, двести рублей для меня ничего не стоили, ибо я зарабатывал до 125 тысяч в месяц. Отсюда шли толки, что я развращаю молодежь пачками. Некоторые мерзавцы, которые сидели и кутили за даровым столом в ресторане, на следствии говорили обо мне несусветные вещи...

Соблюдению режима и распорядка дня обязывала меня моя концертная деятельность. С годами этот режим усиливался, он сохранился и до настоящих дней. С 1936 года я начал петь свои сольные концерты. В двух отделениях я пел не менее 25 вещей. Режим певца запрещает перед концертом принимать ванну, душ. Перед началом концерта необходим трехчасовой отдых, с пробуждением ото сна за 2 часа до концерта. Так что что-либо позволить я мог себе лишь в свой выходной день и то не всегда, ибо выходные дни, в большинстве случаев, падали на переезды из города в город.

   1941, 1942, 1943 гг. Война. Поездки с концертами по фронтам. Я со своей бригадой самый первый уехал на Черноморский фронт, в Севастополь, Ленинградский фронт, Северный флот, Мурманск. Между Севастопольским фронтом и Ленинградским — поездки с концертами по Волге, Уралу, Средней Азии.

В конце 1941 г. — смерть сестры, убитой и ограбленной под воротами (ограблены, вернее, взяты лишь продовольственные и хлебные карточки на январь месяц, которые она получила на три семьи).  В январе 1942 г. смерть матери и младшей сестренки. Вся моя семья осталась в Ленинграде, ожидая, когда по договоренности Московский Комитет перевезет их в Москву. Я уехал в Севастополь с этой уверенностью, когда же я вернулся, Ленинград был отрезан, мать ослепла и всем пришлось остаться в  Ленинграде. В Москве произошел большой Словесный инцидент между мной и Берия и Щербаковым. Я наотрез казался ехать на фронт и только после поездки по Уралу, Волге и Средней Азии поехал в Северный флот, побывал в Ленинграде, к этому времени началось отступление немцев из Ленинграда.

 

Весною 43 г. одна из моих знакомых, работавшая на фабрике звукозаписи, сообщила мне, что она в большом отчаянии, ей беспрерывно звонят по телефону  и  просят     выйти  к Гранатному   переулку.   Фабрика   помещалась   на  Бронной     и  фасадами выходила на Гранатный и на какой-то переулок, в котором помещался особняк  Берия. Выяснилось, что он  сам несколько   раз   ей   звонил.     «Вадим, что мне делать?» Девушка была красивая, статная блондинка из Ярославской губернии. У нее почему-то возникло подозрение, что это звонят оттуда. Мы  с ней договорились, что  я буду часто бывать у нее в доме, она также   жила   в   Гранатном   переулке. Дня через три, я жил в это время  в гостинице   «Москва»,   у   меня   был   с неизвестным человеком по телефону разговор  следующего     содержания: «По нашим сведениям, вы ходите не туда, куда вам полагается, мне  приказано  об  этом вам сообщить».     На что я ответил буквально:  «Сообщите тому,  кто  вам  приказал,  что  я  буду ходить туда, куда   я  захочу!» «Хорошо,   пеняйте   на   себя!»      Я   повесил трубку.

   2 мая 1943 г. я пел на майском концерте в Прокуратуре СССР, и на банкете Верховный прокурор подымал за меня тост, а в ночь на 13 мая я был арестован, по предъявлению ордера от 20 апр. 1943 г. Суда не было. Особое совещание. Спрашивали обо всем, в частности, о моей шпионской связи... с Геббельсом!!!

1945 г. Приезд в Магадан.

1945—1950 — магаданские лагери. Работа худож. руководителем магаданск. эстрадн. театра Маглага.

1950—1953 гг. — ВСО — худ. руководитель ансамбля песни и пляски.

1954 г. Работа в библиотеке им. Пушкина.

1955—1959. Работа в театре им. Горького.

   Возвращаясь снова к моей личной жизни, я повторяю... У меня было много запросов — как общественных, так и чисто художественных.

   Мною написано около 120 песен. Композитором и часто текстовиком и« являюсь я сам. Многие песни известны за пределами Советск. Союза. («Осень», «Любушка», о которой упоминается в «Молодой гвардии» Фадеева, «Маша», «Махорочка», «Ведь ты моряк, Мишка» и мн. другие).

   Я давно собираюсь и, очевидно, только перед своей смертью напишу свои воспоминания и повесть о театре и актерах.

   Я приглядываюсь к людям. Я люблю людей. Я люблю молодежь. Я люблю беседовать с нею...»

 

ОТ РЕДАКЦИИ. Автобиография эта самим Козиным не датирована. Известно, что она написана им в ходе предварительного следствия. 7 октября 1959 года его взяли под стражу, а приговор датирован 25 февраля 1960 года. В этом временном промежутке она и была написана.

 

 

Главная | Аудиозаписи | Фотографии | Публикации | Ссылки | Гостевая книга

Дата последнего изменения этого узла 01.01.2008

Реклама от Яндекс
travias.org
Hosted by uCoz